понедельник, 18 августа 2014 г.

Моя Грузия

Общее впечатление о Грузии (написано под первыми впечатлениями в первые дни пребывания...)

Не знаю как получилось, но это оказалась - Грузия. Еще вернувшись в прошлом году из Одессы и Крыма, почти сразу, я начала думать о путешествии по Грузии. Не буду описывать весь год поисков и раскапывания разнообразной информации, но те, кто меня окружает, расскажут, как я им надоела "со своей Грузией")))
Первое, на что обращают внимание все когда-либо путешествующие по этой стране - гостеприимство грузин. Это реально! Где-то прочитала, что мир научился гостеприимству у грузин. Пока не столкнешься с этим лично - можешь не понять. Когда Ольга с форума о Грузии предложила помочь с жд билетами- мне было это странно: человек предлагает помощь незнакомому до сих пор человеку! Кому ни рассказывала - все думали, что есть какой-то подвох. Но у меня не было сомнений! Кстати, Ольга оказалась совсем не грузинкой и всего год живет в этой стране, но она замужем за грузином. А это, видимо, передается половым путем))))
Леван и Ольга - почти первые грузины, по которым можно судить об этой национальной особенности. Почти, потому что были просто люди в аэропорту, в автобусе, в магазине, которые уже выглядели сильно расположенными и гостеприимными к нам. А Леван с Ольгой встретили нас на жд вокзале, чтобы передать билеты. Но, дальше произошло неожиданное, хотя многие об этом и рассказывали, но я предположить не могла, что со мной такое может произойти: они взяли нас показать немного город (сколько можно успеть до поезда на Батуми) и покушать в ресторан с национальной едой. Ребята, спасибо огромное, вы - чудо, устроили нам настоящий праздник!

Первое, что бросается в глаза - все люди, независимо от пола и возраста при виде храма - крестятся. Сначала я думала, что так много христиан в Грузии, но как оказалось, просто такая древняя традиция. Вспомнила фильм "Сван", который смотрела перед отъездом: люди, клянутся перед иконой, как перед самым серьезным барьером для нарушения клятвы, но потом абсолютно спокойно нарушают. Религиозность в Грузии очень сильна, со всеми обычными последствиями - имею в виду выполнение ритуалов, обрядов и дань традициям, вера в приметы...

Второе, что бросилось в глаза: невероятная любовь к детям! Читала об этом и прежде, но вы просто не представляете, КАК привлекает внимание малыш, причем, внимание всех: подростков, молодежи и брутальных мужчин! Никто при виде детей не стесняется проявлять эмоции! Леван и Ольга были с малышкой пяти месяцев, так никто не проходил мимо, что бы, как минимум не улыбнуться! Сидели в кафе, а за соседним столиком гуляла компания мужчин - вы бы видели, как они то и дело заигрывали с маленькой Элене. И так со всеми малышами и детьми! Даже Ладе досталось, хотя она и не малышка: ей все щёки защипали))) Очень  много мужчин с детьми. Если в одесском дельфинарии (как пример), в основном с детьми мамочки, то в Батумском - папочки вели своих чад и вместе с ними радовались. Короче, дети в Грузии - цветы жизни и совсем не на словах!

Ещё заметила, что мужчины и парни в автобусах уступают места женщинам и девушкам. ВСЕГДА! И вообще, женщин в Грузии очень уважают.

Люди.

Мужчины. Да, мужчины в Грузии очень хорошие!))) Да, они любят женщин - это значительно лучше, если бы они любили мужчин! И зачастую, просто оказывают всяческое внимание и предлагают помощь без какого-то злого умысла! (Как думают некоторые испорченные русские женщины)))) Возможно, помимо национальной черты - гостеприимства, они видят в женщине "немощнейший" сосуд (словами Библии), который нуждается в помощи и защите, оттого такое внимание к женщине, особенно, обратившейся с вопросом или за помощью. Мужчина, сидевший за соседним столиком в кафе, оказался начальником службы безопасности аэропорта/ов (не очень поняла). Просто предложил свой! номер телефона (а не спрашивал мой), "на всякий случай". Я так пожалела, что не взяла - ведь на самом деле, мало ли что!)) Это, опять же, из чистого гостеприимства - национальная черта: по мне видно, что я не местная, и они всячески стараются помочь. Женщины тоже. Просто, если мужчина сам первый может начать общение, то женщины обычно помогают с огромным удовольствием, если ТЫ обратишься сам. Так, в маршрутке, я обратилась к молодой девушке, где нам выходить, чтобы найти нужную нам улицу. В итоге, улицу мы эту не нашли, но девушка проехала с нами лишнюю остановку, довела до кафе, где мы могли заказать вкуснейший хачапури, сама пообщалась на эту тему с официанткой (рекомендую, кафе "Ретро" - есть на туристических картах Батуми), пока нам готовили, провела показать, как потом выйти к дельфинарию и на бульвар. Это невероятно!
Вот, сижу утром на веранде (тут располагается общая кухня), культурно пью кофе с домашним сыром, все жильцы ещё спят, из сада вышел хозяин и угостил двумя яичками прямо из под курицы - для Лады!))) Очень приятно!)

А как неожиданно получилось с парнишей из Кутаиси!? Мы просто спросили его где нам выходить. Он, совсем не зная русского, вышел с нами, сел на нужный автобус, заплатил за наш проезд, довел до нужного места, покормил!)), посадил на автобус и дал номер телефона, чтобы позвонили, когда будем ехать обратно в Батуми через Кутаиси - обещал город показать!

Ираклий - замечательный молодой грузин, который, не зная русского языка помог мне найти остановку до Цхалтубо (далее были пещеры Прометея), накормил и проявил всяческую заботу!

Признаюсь, что такое отношение может менять людей! Мне уже хочется оказаться дома, ехать в автобусе и чтобы меня кто-то спросил "как проехать", а я смогла бы выразить такое же гостеприимство , какое оказали мне в Грузии.

Все описанные впечатления всего лишь за первые дни пребывания в Грузии! То ли еще будет! И это в стране, о которой меня многие (не знающие!!!) люди предупреждали быть осторожной! Возможно, здесь есть и злые люди, как и в любом народе, но, я надеюсь, что их ничтожно мало, и Господь убережет меня от встречи с ними)))

За все 15 дней нашего отдыха, мы получили столько впечатлений, жили в разных климатических зонах, в разных условиях, так разнообразно отдыхали, но самое главное, мы везде чувствовали, что нам рады и нам везде было хорошо!

Вода.

Вода в Грузии, вместе с вином, является визитной карточкой. Она тут не только минеральная, но и просто кристально чистая. Местные пьют её прямо из под крана. Глупые туристы стремаются и тратят много денег на бутилированную))) Везде стоят фонтанчики, помните, как в детстве, в пионерлагерях и школах?! Это бесплатно! И не надо таскать с собой бутылки воды! Как-то Леван кинул фразу: "ни вино, ни вода", это аналог нашей фразе "ни рыба, ни мясо". Как объяснил Леван, именно вода и вино, это самое главное богатство Грузии.

Отдых на море

Маханджаури (пригород Батуми).

Сначала Мы поселились в TJхостеле (название хостела - первые буквы имён гостеприимных хозяев: Теона и Джек).  в Махинджаури - это населенный пункт под Батуми, конечная железнодорожная станция. В самом Батуми вокзалов нет. Тут потише, чем в городе.
Вчера ложились спать, а окна выходят на Батуми: красота жуткая - он весь светится. В окно слева горы и рощи, справа - море, внизу - домики и сады. Хорошо. Вид на Батуми портит один многоквартирный дом советского периода постройки, но не критично.

Хостел рекомендовать могу. Если не нужен пляж в пяти шагах от моря - то подойдет. Море недалеко, но всё же идти придётся, а обратно - слегка в горку. Ещё нет кондиционера - тоже не критично. Зато прекрасный балкон с видами! Всё чисто, свежо, в целом - приятно. В нашей комнате - свой санузел и душевая со всем необходимым. Приезжает машина с домашним сыром, хозяева предлагают на продажу минеральную воду и домашнее вино. Есть просторная кухня на веранде, оснащена всем необходимым современным оборудованием. Там всегда приятно прохладно. А под потолком приютились ласточки)))

Просто, как место для проживания - хостел хорош! Будет хорошо и семьёй приехать и компанией. Вот ссылка на страницу хостела на ФБ  https://www.facebook.com/tj.hostel.7?fref=ts

Считается, что самое чистое море в Сарпи и Квариати, но для меня и тут море отличное. На самом деле в Квариати (где мы будем чуть позже) - вода прозрачная даже на глубине роста, но пляж в Махинджаури мне понравился больше - более тихий, немного людей, с неразвитой инфраструктурой (для меня это плюс), чистый (после ночного шторма, когда выбросило много мусора - сразу прошли уборщики и стало чисто), мы сразу начали общаться с местным спасателем, все друг друга знают,  и от этого какой-то домашний уют. Этим пляж Махинджаури меня взял!

Квариати.

Через 4дня в Махинджаури мы продолжили путешествие по побережью - в Квариати. Это населённый пункт в 14 км от Батуми, в 3 км от границы с Турцией. И дом, в котором мы жили, находился на горе! Семейный отель "Зура" - прельстил меня белыми колоннами и бассейном. Вот ссылка на их страницу на ФБ  https://www.facebook.com/HotelZura

Самый лучший пёс на свете - Джека - всегда спал))) Один раз мы решили подняться домой пешком, и Джек нас встречал. По пути мы встретили коровку с телёнком (это отдельная тема - коровки, а коровки потому что, они там молочной породы: маленькие и почему-то все темно рыжие). Лада испугалась, а Джек, до сих пор миролюбивый и молчаливый, начал  лаять и отгонять от нас рогатую...Я впечатлилась: ведь это он нас защищал!

Вид с балкона

Хотя и далеко от моря (1,5км и хозяин ничуть не преуменьшал и не скрывал этот факт) - я туда захотела! Один раз в день нас спускали вниз (и по звонку - забирали) - бесплатно, дальше - 5 лари. Но многие из отеля гуляли - по дороге вверх растут эвкалипты - воздух полезный для дыхательных путей, подъём полезен для избавления от наеденных килограммов)))). В отеле есть своё кафе - всё по-настоящему: заказал, тебя принесли, съел, заплатил по счёту. Всё привычно, кроме того, что официантка Лика по вечерам шикарнейше танцевала грузинские национальные танцы!  Ну, и самое главное в этом отеле то, что являясь по сути просто отелем, он СЕМЕЙНЫЙ! Это тоже для меня сыграло роль в выборе места. Я смогла ощутить грузинский колорит (чего не получилось бы в Шератоне и Хилтоне- есть такие в Батуми)!!! Спасибо огромное за гостеприимство хозяевам Малхазу и Эльзе! И брату Малхаза - Джомалю.
Отсюда мы часто выбирались в Батуми, о чём напишу дальше. А хозяева организовывают любые вылазки в горы, Ботанический сад и куда несёт фантазия. В горы нас возил Джомаль. Он любит историю, поэтому мы узнали много интересного пока ехали с ним. Например, он рассказал, что раньше на этом месте были болота и свирепствовала малярия. Но ещё в царские времена завезли из Австралии эвкалипты. За сутки только один эвкалипт выпивает 500л воды! Деревья хорошо прижились в местном климате, распространились и осушили болотистые места. А эфирное масло эвкалипта оказалось смертельным для малярийного комара!  Меня история впечатлила. Кстати, нарвала немного веточек для ванн))) говорят, не только для дыхательных путей хорошо, но и для кожи: не видела в тех краях ни одного прыщавого подростка!)))

Заезжали в винный дом: на фото - старинные квеври - в Грузии раньше (и, в домашних условиях, сейчас) делали и хранили в квеври вино, это огромные сосуды под землей), уникальная технология, которой нет аналогов!

Мост, который называют Тамар, но, как нам объяснил Джомаль, на самом деле, все сейчас любят называть именем этой царицы)))

Кафе прямо над рекой...
 Когда мы ехали в горы, река Чорохи  выглядела, как ручей. Джомаль сказал, что в этом месте река раздваивается, слева - она грузинская, справа - турецкая и сейчас её нет с турецкой стороны - турки перекрыли, но на обратном пути на том же самом месте всё пространство было заполнено водой: "Турки пустили", сказал Джомаль)))...мы остановились, чтобы посмотреть поближе. Я никогда раньше не видела таких полноводных широких рек в горах..
 На пути реке, вдруг, увидели, как турецкие парни режут барашка. Спросили, можно ли фотографировать, они обрадовались и...приставили барашку голову...и встали вокруг - позировать)))))...не знали, что я приблизила барашка, чтобы они в кадр не вошли))

А река нам понравилась: оказывается самая длинная в Аджарии - 310км по территории Грузии, дальше уже турецкая часть. Купаться не рискнули - слишком бурная и с мощным течением.
Единственное жаль: рыбалки не получилось((( ни в море, ни в реке.

А самостоятельно с Ладой мы посетили Гонио-Апсаросскую крепость, что совсем рядом в Квариати. На территории крепости находится могила, которую принято считать могилой апостола Матвея, того, что занял место среди апостолов (вместо Иуды Искариота). На сегодняшний день Гонио-Апсаросская крепость является памятником римского периода Аджарии, там ведутся раскопки и были найдены римские термы (с древней водопроводной системой).

Велосипеды польских туристов

Море.

Оно хорошо! Вода просто сказка: не холодная (как последний раз в Одессе))), но и не парное молоко (что делает воду противной, лично по моим ощущениям), она просто жутко приятная! И такое впечатление, что значительно солонее, чем на черноморском же побережье Одессы или Крыма)). Но это кажется, да?))) Галька.... Дааааа, крупные такие булыжники, красивые! Мне сказали, что на них лежать очень полезно людям с проблемами позвоночника, особенно, когда они разогретые солнцем. Я попробовала - ничего так, вполне! Но, следующее по значимости изобретение 20 века после подгузников - аквашузы! Оценила! Не знаю, как бы мы заходили в воду без них! Хорошая штука- рекомендую, если вы, так же как и я - неженка))))

Ботанический сад (Зеленый Мыс)

Недалеко от Махинджаури (1,5км по пляжу) располагается Ботанический сад. Он огромный! Можно дойти до него по пляжу, но было жарко и казалось что сейчас ливанёт дождь, поэтому мы решили доехать до него. Детский билет дешевле, но в Грузии часто  не спрашивают сколько лет ребёнку, на Ладу просто посмотрели и сказали, что она ребёнок))) Сад впечатлил, хотя Лада и заныла примерно на середине: предложила вернуться, пришлось по карте (которую прилагают к билету) показать ей, что мы уже на середине и проще дойти до конца с горки, чем возвращаться, поднимаясь. По маршруту ходит электромобиль, останавливаясь в самых красивых и интересных местах - пофотографироваться. Нам повезло, что  мы смогли на него попасть на обратный путь - как раз два места были не заняты, ведь мобиль довозил экскурсантов до конца и возвращал обратно в том же количестве!
 Из-за уникального климата (в Батуми, как и во всей Аджарии,  влажный субтропический климат с высоким термальным режимом)  в саду собрали много экзотических растений. Нам понравилось название одного:

Девочка с персиками)))

А это фасоль)))

А вот берёзки там чахлые(((

Рекомендовали бы я вам пойти в Ботанический сад? ДА!

Еда.

Это отдельная песня. Если дома мы едим "скучную" еду (конечно, русская традиционная кухня очень богата и разнообразна, но как далеки мы от неё(((), то в Грузии еда - это не просто пища, это целый мир! Причём, самая обычная, а уж если это застолье - то надо про это петь, а не писать!)))) И, что самое приятное - всё натуральное! (Если продукты не из супермаркета))) Подробнее опишу в отдельной статье с фотографиями.

На сегодня, хватит...утомилась))) завтра постараюсь  написать статью о Батуми, а впереди еще Тбилиси и целая Кахетия!...ох)))